Примитивный коллтрекинг — связываем входящие звонки с посетителями сайта

19 April 2018, 20:28 MSK
Любой хороший предприниматель знает, как важно в бизнесе иметь как можно больше информации о своих клиентах. Одна из таких полезных вещей — источник клиента: с какого канала продаж он пришёл, по какому объявлению кликнул, какой поисковый запрос ввёл и так далее. Поэтому любой хороший сайт отслеживает эти и другие данные, собирая статистику. Эту статистику можно передавать в CRM-систему и использовать для анализа эффективности рекламных компаний.
Если клиент заполняет форму непосредственно на сайте — запомнить данные об его источнике не составляет труда. Но что делать в том случае, если клиент, перейдя на сайт, не заполнял никаких форм, а просто позвонил? Данные с сайта не передаются в телефон, поэтому по-простому узнать, откуда пришёл клиент, совершивший звонок, не выйдет.
Для решения этой проблемы есть одна хитрость, которая называется коллтрекинг. Обычно, когда говорят про коллтрекинг, подразумевают дорогие сервисы с необходимостью накупить кучу телефонных номеров, которые будут подсовываться посетителям сайта в зависимости от источников (статический коллтрекинг) или сессий (динамический коллтрекинг). Всё это влетает в копеечку. Я расскажу, как сделать простой коллтрекинг бесплатно своими руками без регистрации и без смс, не нужно будет даже дополнительные номера покупать. Отмечу, метод не волшебный и обладает как плюсами, так и минусами.
Сегодня очень много людей ищет товары и услуги прямо со смартфонов. Почти половина трафика в рунете — с мобильных устройств. Важным моментом здесь является то, что люди, зайдя на сайт со смартфона, не перепечатывают телефонный номер в звонилку, а просто кликают по нему. Суть метода заключается в том, чтобы отследить клик по телефонному номеру на сайте, запомнить нужные данные о посетителе по клику, а затем связать звонок с кликом на основе временных меток.
Для начала надо как-нибудь сохранять нужные нам данные о клиенте. В примере для простоты я буду использовать значение UTM-метки utm_source, в реальных проектах этого, разумеется, недостаточно. В PHP сохранение таких данных удобно сделать, используя механизм сессий:
<?php
session_start();
$utm_source = (string)@$_GET['utm_source'];
if ($utm_source) {
    $_SESSION['utm_source'] = $utm_source;
}
Далее телефон на сайте необходимо сделать активной ссылкой, начинающейся с tel:
<a href="tel:+78124071727" class="telephone">+7 812 407-17-27</a>
Через CSS можно убрать подчёркивание и поменять внешний вид.
Далее при помощи JavaScript будем отслеживать клики на эту ссылку и передавать их серверу как-нибудь так (здесь используется jQuery):
$('.telephone').click(function(){
    $.post('/calltracking', {
        }, function (result) {
        },
        'json'
    );
});
На сервере в обработчике этого AJAX-запроса необходимо куда-нибудь (например, в базу данных) сохранять информацию о клике: время и значение переменной $_SESSION[’utm_source’]. Что-то вроде этого (здесь используется мой собственный класс для работы с MySQL, скоро выложу его в паблик):
<?php
$DB->query("
    INSERT INTO ?_calltracking (
        `time`,
        `source`,
    ) VALUES (
        NOW(),
        ?
    )",
        $_SESSION['utm_source']
);
На этом основная часть выполнена. Дальше необходимо проверять все входящие звонки с новых номеров и сравнивать время звонка и время клика. Если в пределах допустимой погрешности (плюс-минус 5/10/15/n секунд) есть совпадение, можно связать записанный в БД источник со звонком. Это, конечно, можно делать вручную, но лучше всего написать скрипт, который бы обращался по API к вашей телефонной АТС и к вашей CRM-системе для автоматизации данных действий.
Данный алгоритм — эвристический, он не даёт 100% гарантий. Кому-то он подойдёт, кому-то нет.
Плюсы метода:
  • Абсолютно бесплатно, реализуется довольно быстро и просто, что очень важно в начале бизнеса;
  • Не нужно покупать и потом поддерживать дополнительные телефонные номера;
  • Можно отслеживать не только звонки, но и письма на почту и сообщения в мессенджеры (тот же принцип).
Минусы метода:
  • Срабатывает только в том случае, если посетитель кликнет по телефону;
  • Очевидно, что не сработает, если посетитель зайдёт на сайт с компьютера и просто наберёт номер;
  • Не будет работать, если звонков слишком много (больше 5 в минуту), но тогда этот пост не для вас.
Да, и ещё учтите такой момент: по закону РФ о персональных данных посетителей сайта необходимо об этом как-нибудь предупреждать.
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, чтобы не пропустить новые посты.
Поделиться
Отправить